Молох разрушения не
обошел стороной и наш Дубенский район. Судьба церквей была
окончательно решена к концу 30 – гг. ХХ в. Одни были закрыты и
переданы местной властью под склады, зернохранилища, школы, другие
– разрушены. Церковь Архангела Михаила (1832 г.) в с. Бабошино
стала зернохранилищем, позже складом минеральных удобрений (сейчас
это развалины). Никольская церковь в с. Панковичи была превращена в
склад сельхозинвентаря. Под школу переоборудовано было здание
церкви Параскевы-Пятницы в с. Протасово, храм Петра и Павла в Дубне
превратился в дом культуры.
Трагичной оказалась
судьба церквей в сёлах. Старое и Новое Павшино. Новопавшинский
Воздвиженский храм решили взорвать (видимо по примеру храма Христа
Спасителя в Москве) и взорвали. Уцелела только колокольня, да и
только потому, что побоялись, как бы при взрыве она не рухнула на
рядом расположенную школу. Кирпич использовали для строительства
складов, скотных дворов. В нижней части колокольни до конца 70-х
гг. размещался склад горюче-смазочных материалов. И это несмотря на
решение облисполкома от 1969 г. о признании колокольни памятником
архитектуры. Дальнейший процесс осквернения продолжили молодые
строители «коммунистического завтра» и продолжает непоротое
поколение.
Во второй половине
50-х гг. прошлого века по кирпичику разобрали церковь в с. Старое
Павшино и построили на реке Упе ГЭС, проработавшую, кстати,
недолго.
Разрушается на
глазах Борисо-Глебская церковь в с. Поречье (1804 г.). В 1969 г.
снята с охраны церковь в с. Воскресенском. Руины теперь на месте
Спасопреображенской церкви в с. Якшино, строительство которой было
начато в 1817 г. на средства помещика Николая Филипповича Гордеева.
До 1977 г. здание еще сохранялось (там располагался молокозавод).
Сейчас «памятник» вакханалии 20 – 30-х гг. ХХ в. «украшает»
территорию зоны отдыха ЦКИБ СОО «Ясный берег».
В районе
действующей оставалась только одна церковь – в с. Карачево.
До 1917 г. на
территории современного Дубенского района действующие церкви были
во многих крупных населенных пунктах: с. Новое Павшино –
Крестовоздвиженская (1731 г), с. Старое Павшино – Крестовоздвиженская
(1832 г.), с. Панковичи – Святителя и Чудотворца Николая (1735 г.),
с. Бабошино – во имя воина Архангела Михаила (1832 г.), с. Березово
– Успения Божьей Матери (1807 г.), с. Веригино –
Христорождественская (1754 г., с. Воскресенское на Упе – Обновление
Храма Воскресения Христова (1825 г.), с. Вялино – Обновление Храма
Воскресения Христова (?), с. Карачево – Святителя и Чудотворца
Николая (1865 г.), с. Лошачи – Покрова Пресвятой Богородицы (1902
г.), с. Лужное – Во имя Пресвятой Троицы (1866 г.), с. Любень –
Казанской Божьей Матери (1799 г.), с. Опочня – Во имя Святителя и
Чудотворца Николая (1754 г.), с. Поречье – Святых мучеников Бориса
и Глеба (1804 г.), с. Протасово – Святой мученицы Параскевы (1831
г.), с. Радуговищи – Во имя Святителя и Чудотворца Николая (1799
г.), с. Скоморошки – Покрова Пресвятой Богородицы (1829 г.), с.
Шатово – Во имя Владимирской Божьей Матери (1817 г.), с. Якшино –
Преображения Господня (1817 г.), с. Ясеновое – Во имя Святителя и
Чудотворца Николая (1876 г.), п. Дубна – Во имя святых Петра и
Павла.
В настоящее время
сохранилось и действуют два храма – в с. Карачево и с. Протасово (с
конца 90-х гг. ХХ в.), к началу 2000-х гг. возродился храм в п.
Дубна. Остальные или были разрушены, или разрушаются, или
обезображены человеческим грехом, насилием, стяжательством,
проступают подобно трупным пятнам на фоне современных достижений
цивилизованного мира.
Сейчас у многих
людей все настоятельнее обнаруживается тяга к справедливости,
честности, состраданию, милосердию. Люди устали от сцен насилия,
ужаса и непрерывного разврата, наводняющих жизнь средствами
массовой информации. Душа человека, будучи по природе своей
христианской, жаждет иных, духовносозидательных и ободряющих
примеров. Отрадно видеть, как возрождаются за последнее время
многие святыни родного края.
Сегодня уже ни у
кого не вызывает сомнения то, что в духовном возрождении нашего
края велика заслуга православных храмов. Люди начали думать не
только о сиюминутном, но и о вечных проблемах смысла человеческого
существования.
Шемелёв
Ю.И. учитель истории МКОУ Новопавшинской ООШ